...таинственная, загадочная... даже тогда, когда ты будешь думать, что все обо мне знаешь... знай, это иллюзия...
«...ты мне не Нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня един­ственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

— Я начинаю понимать,— сказал Маленький принц.— Была одна роза... наверно, она меня приручила...»

Так написано в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в волшебной сказке для взрослых. Это сказка о чуде любви и нежности, о далеких планетах и о том, что взрослые слишком серьезны, а лучшие из них немного похожи на детей, потому что верят в необычайное. Эта сказка объясняет взрослым, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». В ней впервые прозвучали слова, которые для меня — и, я думаю, для многих людей — стали символом борьбы с бесчеловечностью, злобой, фашизмом в любых его проявлениях: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Маленький принц жил один на своей маленькой планете, где можно было целые сутки смотреть на заход солнца — для этого достаточно было понемножку передвигать свой стул вслед за солнцем. Он аккуратно выпалывал зловредные ростки баобабов и прочищал свои три вулкана — два действующих и один потухший. Однажды на его планете расцвела роза — он не ждал ее, он даже думал, что росток розы нужно выполоть. А когда роза расцвела, он ее полюбил, потому что она была красивая — другой такой никогда не было на планете Маленького принца.

Роза была капризная. Она требовала, чтобы ее покрывали стеклянным колпаком и ограждали ширмой, она нарочно кашляла, чтобы напугать Маленького принца, и очень хвасталась своими четырьмя шипами. Это огорчало и обижало принца, а потом начало сердить— и он покинул розу, отправился путешествовать по другим планетам, многое увидел и узнал, но главное он узнал на планете Земля.

«— Добрый день,— сказали розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

...Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!»

Маленький принц очень огорчился. Но тут он встретил Лиса, и Лис открыл ему глаза. Вернувшись к цветам, Маленький принц сказал им:

«— Вы ничуть не похожи на мою розу... Мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас закрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра...»

Пожалуй, самая неясная из человеческих проблем — вот эта: по какому признаку двое выбирают друг друга из десятков и сотен людей? Случайно? Закономерно? По зову разума, души или тела? Хорошо было Маленькому принцу: на его планете выросла всего одна роза. Ее он укрывал от ветра, на нее обижался, за нее беспокоился, ее полюбил. А когда целый сад роз — которую выбрать?

Я думаю, что это необъяснимо. Тот первый толчок сердца, который потом может оказаться началом любви, каждый человек испытывает сотни раз. А настоящая любовь не повторяется многократно. Есть люди, испытавшие ее не один раз, но слишком это большая душевная работа, чтобы повторяться бесконечно.

Говорят, можно найти свою «половинку», и девушки верят: где-то ходит, где-то ищет и ждет единственный, предназначенный судьбой... Он не где-то, он может обнаружиться в любом Сережке, знакомом с детского сада, потому что любовь не то, что падает с неба, а то, что люди выстраивают сами.

Любовь — трудная душевная работа, ее не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет ее. Чего мы все ищем в любви? Ухода от одиночества. Душевной опоры: этому человеку важно и дорого все, что происходит со мной, все, что касается меня. И с другой стороны, этот человек нуждается во мне, в моей забо­те, помощи, в моем понимании. Друзья — даже самые близкие - могут только любить нас; мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут не только общие радости, но и боли, и обиды...

Ведь когда любовь умирает — это настоящая смерть, и она так же необратима, как физическая смерть человека.

Но когда она рождается — как пеленать и убаюкивать, как растить и лелеять ее, чтобы она выжила? Какими витаминами поддерживать ее цветение?

Давным-давно, много лет назад, когда я была подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно. Трудно ее удержать. Тогда, девчонкой, я не могла понять простой житейской мудрости этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать», я перечитывала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь!» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица»; «удержать» связывалось в моем представлении с насилием над любящим сердцем.

А на самом-то деле есть, существуют и тайны, и законы любви — они открываются перед нами в книгах, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает их...

Когда Маленький принц только начал свое путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. «Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания». Например, увидев, что Маленький принц устал и потому зевает, король не обиделся — что это за безобразие: зевать в присутствии короля! — а приказал принцу зевать. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной»,— говорил король. И еще он говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой... и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

В молодости мы не задумываемся о пределах своей власти над любимым — и любящим! — человеком, и очень часто мы нарушаем мудрый закон старого короля: «Власть должна быть разумной». В далекой душевной глубине того, кого мы любим, незаметно зреют ростки бунта, но мы этого не видим и властвуем расточительно: ты должен всегда быть возле меня и никуда не отлучаться; ты должен делать то, что хочу я; ты должен думать обо мне всегда...

А в любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви — ее добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. Я забочусь о тебе, помогаю тебе, делаю то, что хочешь ты, потому что мне приятно выполнять твои желания.

«— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи
меня!— сказал Лис.

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпением,— ответил Лис».
Может быть, с этого и начинается любовь: с терпения. Когда знаешь, что все перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь: все, даже его нелегкий характер. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться
морской чайкой и не станешь указывать, как ему любить тебя,— ты будешь терпеливо приручать его и он тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете...

Маленький принц улетел со своей планеты, потому что рассердился на розу: слишком уж она была капризна. Кто был виноват в их ссорах? Конечно, оба — за все, что происходит в любви, несут ответственность два человека, не один. Роза властвовала неразумно, а Маленький принц еще не умел любить, как не умеем в молодости почти все мы; его оскорбляла требо­вательность любимой; он не умел еще ценить то, чем она украшала его жизнь.

Среди секретов, открытых принцу Лисом, был такой: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Запомнив эти слова, Маленький принц думал о них — и кое-что понял про свою розу.

«— Напрасно я ее слушал,— сказал он летчику.— Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом... Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам... Но я был слишком молод, я еще не умел любить».

Тот, кто умеет любить, любит вопреки мелочам и видит не глазами, а сердцем. Тот, кто умеет любить, не копит мелких обид, потому что судит не по словам, а по делам. Вот что имел в виду Сент-Экзюпери.

Так, может быть, в этом и скрыто главное: надо научиться любить и быть в ответе за того, кого любишь? Для летчика Маленький принц был слабым, и он был в ответе за принца. А для принца слабой была роза... А кто же слабый для меня или тебя? Надо поискать ответы на эти и другие вопросы…