Молитвенное правило как последовательность тщательно отобранных молитв не навязывает человеку чужих слов, когда он хочет сказать Богу свои; молитвенное правило не затыкает рот молящегося, не заставляет петь Богу с чужого голоса. Более того, правило предполагает молитву своими словами.

В конце вечернего правила "Канонник" рекомендует, прежде чем лечь в постель, поблагодарить Бога за то, что Тот в течение дня сохранил молящегося живым и здоровым, пересмотреть весь день – куда ходил, что делал, кому и что говорил, о чем думал. И если что благое сделал, следует помолиться Богу, не приписывать доброе дело себе, а благодарить Его за произошедшее и просить утверждения в этом благе и в прочих. И если что злое сделал, нужно помолиться Человеколюбцу, чтобы простил и чтобы дал сил более так не поступать, и затем нужно помолиться о даровании тихой ночи, после которой можно будет утром славословить Бога. Вечернее правило заканчивается так: с молитвою засни, помышляя день судный. С какою именно молитвой? Ответ очевиден.

Молитва своими словами уместна не только в конце вечернего правила. Святитель Феофан Затворник советует во время молитвословия по книге прерывать его там, где у человека слова читаемых молитв вызывают личную реакцию – свою молитву – в таких местах читаемое оставляется на время, чтобы дать излиться из души тому, что она хочет принести Богу. К примеру, если я на 3-й молитве вечернего правила после перечисления многих грехов, перед словами "или ино что содеях лукавое, не помню…" вспомню еще что-то, то я хорошо сделаю, если тут же об этом и скажу, а затем продолжу молитву по Молитвослову.