05.11.2008 в 18:50
Пишет  Stihira:

Какие бывают стихи
Акростих — это стихотворение, при написании которого первые слова строк
подобраны таким образом, чтобы их начальные буквы, сложенные по порядку
сверху вниз, образовывали какое-либо слово, реже — короткую фразу. Этот
вариант стихосложения впервые начал применяться в Древней Греции, и
только затем — в поэзии других стран. В русском стихосложении первые
акростихи появились в 17 в. Сложение таких стихотворений — довольно сложная задача. Многие авторы
любят этот способ — с помощью первых букв можно передать некое послание
или намекнуть на скрытый смысл всего стихотворения, хотя чаще всего из
первых букв складывается имя человека, которому посвящен акростих. Для
начинающих поэтов написание таких стихов может стать прекрасной
тренировкой. Менее распространены мезостих и телестих — более сложные
формы акростиха, когда слово или фраза составляется из средних или
последних букв каждой строки.

Верлибр, французский поэтический термин, обозначает особый род
стихотворений, написанных без учета традиционных рамок размера, ритма,
рифмы. В руках у автора оказывается полная свобода в выборе
выразительных средств, ведь единственные ограничения, которые его
сковывают — это разделение стиха на строки и четверостишия. Ритм в
таком стихе практически не чувствуется, а сам стих имеет оттенок
эмоциональной разговорной речи. Именно поэтому верлибр часто
используется в драме.

Смешанный стих представляет собой поэтическое произведение, при
сложении которого может варьироваться количество стоп (ритмических
групп) в строфах, а также может изменяться сам размер стиха (например,
ямб может чередоваться с хореем). При написании смешанных стихов автору
проще передать настроение и скрытый смысл стиха. Именно поэтому вольные
стихи обычно несут в себе сильную эмоциональную нагрузку.


Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его
строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований
метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в
одном размере. По сравнению с вольными стихами белый стих легче
воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую
свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие
стихотворения, как правило, очень эмоциональны.

 

Вольный стих несколько отличается от привычных стихотворений, где
соблюдены все требования ритмики и употребляется рифма. При написании
вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым,
важно только соблюдение ритма и рифмы. В результате получается
поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели
традиционные стихи. Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был
распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях. Интересно,
что рифма в вольном стихе появляется не в соответствии с некой
закономерностью, а произвольно, то есть чередования групп рифмованных
друг с другом строк могут быть абсолютно любыми, при этом их
последовательность может изменяться в разных частях стихотворения.При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается больше
выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок
ритмики. Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре
вольного стиха.


Стихи в прозе - на грани между прозой и поэзией расположился промежуточный стиль
написания стихотворных произведений, а именно стихи в прозе. Еще в
начале 20-го века их без колебаний причисляли к поэзии, однако сегодня
стихи в прозе занимают пограничное положение. Этот жанр характеризуется
поэтическим содержанием, часто выдержанным размером, однако сам способ
их написания крайне близок к прозаической манере изложения — здесь нет
ни рифмы, ни ритма, ни четкого деления на строфы.

 


Искусство поэзии, знакомое человечеству с еще до библейских времен,
постоянно развивается. Цель поэзии максимально полно осветить состояния
человеческой души, не выходя при этом из строгих форм стихотворного
жанра. Однако многие поэты ищут новые стихотворные формы, которые могли
бы с неожиданной стороны раскрыть и их поэтический дар, и сам язык.
Классические стихотворные формы, такие как, например, сонеты, чаще
всего определяются способом рифмования (чередования мужских и женских
рифм) и их расстановкой (через строку, из строки в строку и т.д.).
Новые же стихотворные формы не опираются только на рифму, они
становятся более "концептуальными", то есть их формальность уступает
место содержательной наполняемости.
Возьмем, к примеру, новую стихотворную форму "зном", которую ввел в поэтический оборот белорусский поэт Алесь Рязанов.
"Облака плывут над землей... Не принадлежат ей, не зависят от нее. Но вдруг проливаются на землю дождем и обрушиваются молнией.
Высотный житель — орел — величественно парит в небесах. Он не знает
равных себе. Но вдруг срывается вниз, к добыче — в поле зрения все, что
совершается на земле.
Такова поэзия, таково искусство, такова философия: должны парить высоко
и заниматься «высокими» вещами, но в то же время должны соединяться с
землей — дождем, молнией, хищностью орла".
(перевод В.И. Липневич)
Как отмечают критики и сам поэт, эти поэтические отрывки (зномы
- слово придуманное автором) являются не только эстетическими, но и
гносеологическими единицами, раскрывающими взгляд поэта на познание
мира. Теперь творец не только тот, кто может выразить свое интимное
ощущение мира, но и дать читателю способ понимания, с помощью которого
он сам может придти к творческому озарению.

Иногда новая стихотворная форма появляется из переосмысления того, что уже когда-то было. Такой формой, например, является версет.
В форме версета были написаны, наверное, самые первые стихи
человечества - библейские вирши. Современные версеты - это вариация
белых стихов, когда в одной строке умещается целый абзац смысла.
Возьмем, к примеру версет Мальвины Марьяновой, поэтессы писавшей в 20-е
годы прошлого века.
"Тоненькие, хрупкие ниточки наших сердец оборвались.
Мы бредем разными дорогами.
Если бы кто-нибудь соединил их, мы были бы вместе...
Мимо идут люди, не слыша твоего стона, моей жалобы.
И плачут разделенные души..."

В более современном образе версеты обнаруживают себя в поэзии того же Рязанова.
"ТАБЛИЧКИ
На деревьях – таблички.
На них написано, сколько каждому дереву лет, как оно называется, каковы его толщина и высота.
Люди проходят мимо деревьев, не замечая их, – они читают таблички.
А голоса деревьев так и остаются неуслышанными,
а письмена деревьев так и остаются непрочитанными".
(перевод В. Козаровецкого)
Версеты позволяют сегодняшним поэтам говорить языком притч, обращаясь к очень древним струнам нашей души.
Алесь Рязанов является автором еще нескольких новых стихотворных форм, таких как, пунктиры и квантемы.
Пунктиры - это краткие (4-6 строк), но емкие стихотворные формы,
чем-то напоминающие традиционные японские хокку, но не имеющие строгих
правил составления.
"Вербы
склонились над речкой:
как это —
на бегущей воде
неподвижные отражения?"
(перевод В. Липневича)
Квантемы же отличаются недосказанностью, обрывочностью, когда
читатель должен сам домыслить за автором ход его образов и выстроить
картину происходящего. Приведем стихотворение еще молодого поэта Антона
Летова, который осваивает квантемы.
"Рай,
Ад.
Май, не зима.
Трава растет,
Трава не знает,
Кто посадил ее.
"Сама".



URL записи