Вопрос: Если Божественная любовь — наша истинная природа, то почему её так трудно выразить?
Ответ: Если Божественная любовь — это наша истинная природа, то, что же так трудно выразить? Вот о чём я вас спрашиваю! Это сама ваша природа, поэтому нет необходимости прилагать усилия. Просто проснитесь и посмотрите. Любовь — это основа всего. Даже если вы сердитесь, вы сердитесь, потому что любите. За вашим гневом, завистью, ненавистью, за тем, что вы считаете отрицательным — за всем этим стоит любовь. Понимаете? Как осенью, все дороги покрыты листьями. Трава, газоны покрыты опавшими листьями. Вы сгребаете их граблями. Берёте грабли и очищаете газоны. А под листьями газон. Он уже есть там. Вот почему эти негативные эмоции называются ложными. Ложные — значит изменяющиеся. Вы не можете сердиться постоянно. Вы доходите до вершины гнева, и он спадает. Сделайте так, чтобы он спадал быстро, пусть падение будет крутым. Тогда вы сможете по-настоящему разозлиться, а затем тут же остыть. Это хорошо. Откуда у вас такие концепции, что вы никогда в жизни не должны злиться? Кто вам это сказал? Злитесь! Только вообразите жизнь, где каждый только и делает, что улыбается как стюардесса, это было бы такое скучное место. Там не происходило бы ничего интересного. Нет эмоций, нет волнений, нет мыльных опер, нет драм. Всё смешное происходит потому, что кто-то сердится. Поэтому радуйтесь гневу, но не жуйте его как жевательную резинку всё время. Это только вызовет боль в челюстях. Ничего не выйдет от жевания резинки. Вы можете сердиться. Сердитесь! Не сопротивляйтесь гневу. Но немедленно возвращайтесь и забудьте всё это. Пранаяма и медитация относятся непосредственно к самой жизни, это — цель жизни. Никаких желаний не появляется. Посмотрите, чем больше вы хотите совершенства, тем больше вы злитесь. Вся ваша злость из-за вашего желания совершенства, а это совершенство всего лишь ваша собственная идея относительно того, какими вещи должны быть. Почему все вещи должны быть такими, как вы думаете? Они могут быть любыми. Позвольте им это. Ну и что? А посмотрите, то, из-за чего вы злитесь, это так важно? Вы злитесь из-за каких-то пустяков, которые ничего не стоят, ничего не значат. Каждое событие мимолётно, пробегает и оставляет вас. Вы не можете на самом деле держаться ни за одно событие, каким бы совершенным или несовершенным, приятным или неприятным оно ни было. Мы не контролируем наш собственный ум, но мы хотим контролировать ум других людей, слова других людей, мысли других людей, поведение других людей. Разве это не смешно? Посмотрите, вы не хотите расстраиваться, но вы расстраиваетесь. Не так ли? Когда вы не можете контролировать то, что так близко к вам, то, чем вы являетесь, как вы можете даже думать, что другие не должны расстраиваться?
Шри Шри Рави Шанкар